Rambler's Top100
        
 

Художник и время.

 


 
 
 

Богоматерь умиление (с гвоздикой)

Среди художественного наследия Павла Корина, навеянного древнерусской тематикой, есть совершенно особое по поэтической красоте необычное произведение. Миниатюрный шедевр «Богоматерь умиление (с гвоздикой)» лишь на первый взгляд просто красив, изящен, поэтичен и прелестен. Вещь эта напоена глубоким чувством, подлинной молитвенностью. И не удивительно: ее писал 38-летний художник, лишь привставая с одра болезни, чуть было не ставшего для него смертным одром... Произведение миниатюрно по размеру, но серьезно и емко. Очевидно также, что это — своеобразная исповедь художника, а потому может служить для нас ключом к постижению того своеобычного и в то же время — закономерного в русской живописи явления, имя которому Павел Корин. В акварели мы легко узнаем высочайшую «модель» картины — зеркально отображенный византийский шедевр, ставший с веками подлинным палладиумом земли русской — образ Богоматери Владимирской. Аристократизм коринской вариации достигнут путем очень тщательного изучения сохранившихся фрагментов древнейшего памятника и филигранной реконструкции непревзойденного шедевра. Как известно, с момента принесения на Русь, в древний Киев, византийский феномен был неоднократно поновляем. До наших дней от древнейшей живописи греческого мастера время сохранило лишь основное: лики Богоматери и Христа-младенца. Абрис же фигур, общий силуэт изображения искажен, в частности, головы Богоматери и Христа стали более округлыми. Однако в месте смыкания головы Христа с головой Богоматери сохранился крохотный фрагмент древней золотистой каймы Богородичного мафория (покрывала), явно отходящей от головки младенца под другим углом. Сообразуясь с этой сохранившейся деталью, Корин придал очертанию головы Богоматери форму заостренного вверху эллипса, чем воссоздал классическое византийское изображение Богоматери «Элеусы» или «Милующей». Задумаемся, как же глубоко нужно было постичь древнее прекрасное творение, проникнуться его духом, буквально вжиться в мир великого греческого мастера, творившего свой шедевр в начале ХII века в далеком Константинополе, чтобы создать не абсолютное повторение, но высокое подобие византийского изображения, согретое чисто русским, поэтическим и сердечным, восприятием образа Богоматери и Христа-младенца — то, что уже древними киевлянами будет наречено так найденно и непереводимо на другие языки — Богоматерь Умиление!..


 
 
 

Дом Кориных в Палехе со стороны огорода

У каждого из нас в понятие Родины, помимо отнюдь не абстрактного образа России, неизбежно вливается и совершенно конкретное представление о месте своего рождения. Счастлив тот, кого именно образ места его появления на свет сопровождает всю жизнь, кто, пусть еще в молодости покинув родные пределы, мог в течение всей последующей жизни хотя бы изредка вновь и вновь наезжать в места своего детства и узнавать их. В конечном счете сила народа, здоровье нации не в малой степени зиждется на неизменности картин родных мест. Не так давно подобным счастьем обладал почти каждый житель России, даже горожанин, ныне — это редкостный удел даже для уроженца села. Павел Корин был удостоен этого редкого счастья; его родное село Палех еще узнаваемо и по сей день. Хотя и оно все более изменяется; злой рок, воля чванливого и убогого, а порой просто послушного невежества с каждым годом уродует и этот прекрасный уголок древней Владимирщины... Корин был мудрым и просвещенным человеком и очень любил свое родное село. С годами эта любовь становилась все более осознанной, все более щемящей... Давно постигнув железную поступь века и не строя иллюзий, к какому «светлому будущему» ринулся народ русский и, в частности, его односельчане — вчерашние иконописцы, а сегодня — «художники по картону»: «шкатулочники» и «брошечники», Павел Корин спешил запечатлеть родной Палех еще в первые годы новой формации.

 
 

Моя родина

 
 
 

Его панорамы Палеха 20-к годов ныне воспринимаются нами не только дивными, чарующими пейзажами древнего художественного центра Владимирщины, но и бесценными историческими источниками хотя бы для самого села. Особенно драгоценен пронизанный солнцем летний пейзаж Палеха 1927 года. Любой русский человек, даже никогда не бывавший на родине художника, ликует сердцем и умиляется душою при созерцании этой миниатюрной панорамы. Заметим, что палехские пейзажи у Корина при всей их абсолютной невеликости и лиричности буквально неоглядны по охвату изображаемого пространства и эпичны по звучанию. И здесь есть все основное, без чего не может жить нормальный человек, воспринимающий Россию своей родиной: необозримая ширь земли, необъятное небо — теплое, светлое, ласковое, неброская красота придорожных травинок и золотые снопы хлебов вдали (подумать только: своим хлебом еще кормилась Россия!), изящная башенка храма и свеча колокольни — рукотворная благодарность предков наших за дарованную благодать, за дар жизни под этим небом...

В.В. Нарциссов.

 

 

 HotLog  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru 

Напишите мне...