| Потрет Михаила Нестерова, или «Портрет наставника», как называл его сам Павел Корин, дает нам образ нестареющей творческой личности, натуры деятельной, беспокойной, очень требовательной к себе и к другим, ибо это был человек острого, проницательного ума, беспощадной логики рассуждения, абсолютно бескомпромиссный и неподкупный в делах чести и достоинства человеческого. Такой человек при любых обстоятельствах остается самим собой, являясь носителем той самой внутренней свободы, без которой немыслима человеческая л и ч н о с т ь. Для нас это еще пример русского интеллигента с очень зорким взглядом и на искусство — как художника, и на жизнь — как состоявшейся личности, то есть личности, абсолютно независимой в своих суждениях, редкого интеллигента России первой трети ХХ века — без тени безвольной интеллектуальной расслабленности, детского легковерия, чересчур добродушного, а потому поверхностного взгляда на жизнь. Именно эти качества еще в ХIХ веке отслоят русскую интеллигенцию от остального народа, заставят ее изменить национальной традиции и в результате ее первой возведут на эшафот. Нестерову, как известно, тоже была уготована Голгофа русской интеллигенции — Соловки. Но человек подлинно православного мировоззрения, неколебимой и убежденной веры, он своей судьбой (подобно самому Павлу Корину) явит чудо: его «срок» исчислится... двумя неделями, и прямо из Бутырок престарелому художнику будет разрешено вернуться домой. Так, не склонив головы перед торжествующими в те дни российскими пигмеями и их развратителями, художник Михаил Нестеров достойно пройдет отпущенное ему жизненное поприще и удостоится мирной христианской кончины в октябре 1942 года. Портрет Горького — это образ русского интеллигента иной судьбы, образ трагический и весьма поучительный... Еще в молодости упоенный «освободительными» идеями, во всеуслышание воспевший революционное насилие, писатель невольно стал одним из интеллектуальных соблазнителей простодушной, но алчной черни, одним из идеологов грядущего «русского бунта», уже не просто «жесткого и бессмысленного», но гибельного для страны и самого народа. В пору своего отступничества благосклонно замеченный, впоследствии, после переворота, запоздало прозревший и со своими просьбами о милости к отдельным представителям русской интеллигенции, «с бешеной большевистской энергией» уничтожаемой в те дни, «буревестник революции» будет едва терпим и почти насильно выдворяем «на лечение» из Страны Советов. Следующий правитель-палач постарается использовать авторитет писателя-гуманиста для прикрытия перед окружающим миром свинцовых мерзостей возглавляемой им адской машины: Горького пригласили на Соловки и он, все увидевший, все постигший, разразился... панегириком в адрес палачей! Теперь всем известное поведение Горького на Соловках в окружении палачей и мародеров СЛОНа, ровно как и упомянутый очерк о его соловецких впечатлениях, устраняют какие-либо недоумения о состоянии писателя в последние годы жизни... Окончательно прозрев, теперь он вполне отдавал себе отчет в той «социалистической действительности», которая его окружала. Страшным предвестием расправы с самим писателем будет «устранение» его единственного сына — 36-летнего Максима Алексеевича, доброго и одаренного человека. И хотя это произойдет еще через несколько месяцев после написания Кориным феноменального портрета писателя, в нем уже со всей силой звучит трагический лейтмотив скорого грядущего... Известно, что после опубликования очерка о Соловках Горький все время размышлял о самоубийстве. Но не решился на него, постоянно взвешивая: сейчас ли уйти или кого-то еще попытаться вызволить из пасти драконовой, кого-то спасти. Его поддержка художника Павла Корина — несомненный акт человечности, не в малой степени обусловивший то обстоятельство, что в судьбе художника, судьбе весьма многотрудной и переменчивой, все же самого худшего не произошло. Но как ни благодарен был Корин своему покровителю, в своем творчестве он неизменно оставался неподкупным глашатаем правды в искусстве. Обратимся к портрету...
|