| Среди прочих мозаик подземного дворца «Комсомольская» панно «Александр Невский», помимо чисто художественных достоинств, представляет собой несомненный шедевр и в решении трудной проблемы — вписывания строгой и сложной батальной композиции в вычурные формы барочного картуша. Аркой проездных ворот и величавым ритмом тогда еще действительно деревянных стен и башен Новгородского детинца художник удивительно естественно и органично сочетает, казалось бы, несочетаемое. Самого князя Александра осеняет огромное полотнище великокняжеского стяга, где на исчерна-синем фоне вырисовываются незабываемые черты утраченного шедевра древненовгородской живописи — знаменитого «Спаса Нередицкого». К сожалению, художественный совет, обсуждавший «во время оно» эскиз мозаики вместе с более высокими стражами от идеологии, дал свое согласие лишь на «пол-лика» (один глаз!) нередицкого шедевра и заставил художника «полусвернуть» великокняжеский стяг над Невским героем... Нелегок и непрост был жизненный и творческий путь Павла Корина. Неровно и его творческое наследие. Постигая его, мы сегодня безошибочно узнаем, где мастер творил вдохновенно, исповеднически открывая нам свою душу и сердце, где уставал, изнемогая в противостоянии бездушному плакатному «соцреалистическому» оптимизму советской живописи тех лет.
|