| Я стал ходить в музей и рисовать. Но денег у меня не было, платить я не мог. Поэтому я садился вдали от основной группы, прячась за колоннами. Мне вначале показывал брат. Потом я наблюдал, как Павел Дмитриевич показывал, как надо строить голову и фигуру. Рисовали мы углем. Я упорно работал. Через некоторое время Павел Дмитриевич стал подходить и ко мне. В конце дня, когда всем покажет. Я с ним выбрал рисовать «Дискобола», рисовал «Апоксиомена» Лисиппа. Это было чудесное время. Как-то поздно вечером ко мне подошел усталый Павел Дмитриевич. Я рисовал «Точильщика» на большом фанерном щите. Я у него был последним. Он внимательно посмотрел мой рисунок, поправил и потом предложил мне работать в реставрационной мастерской музея. В 1924 году в Музей изящных искусств было передано собрание картин из Румянцевской галереи. Одновременно в музей перешел реставратор М.К. Юхневич. Он был старым человеком и сам почти не работал. В это время пришел к нему В.Н. Яковлев. Будучи художником, он не желал много времени отдавать музею. Он пригласил к себе в помощники П.Д. Корина, а сам остался на должности заведующего отделом. Павел Дмитриевич первое время сам работал, но потом увидел, что не хватает времени для творческой работы, и пригласил в мастерскую учеников: Софью Сергеевну Уранову, Серафима Александровича Зверева и меня. Василий Николаевич приходил на работу поздно. Мы для него подготавливали холст, чтобы он мог сразу начать тонировать картину. Обычно готовили несколько полотен — подведем грунт, отмоем его в границах разрушения, промоем лаком и оставим работу для маэстро. Обычно В.Н. Яковлев энергично вбегал в мастерскую, снимал пиджак, вешал его на спинку стула. Садился за мольберт, где для него уже стояла приготовленная картина, и быстро начинал записывать, приговаривая: „Пусть молодежь удивляется, как старые мастера писали!“, — и при этом лихо выводил какой-нибудь мазок. Потом он быстро все заканчивал, бросал палитру с красками, кисти, заходив поболтать, как он сам говорил, к «ягодкам» голландского отдела и исчезал. А Павел Дмитриевич все смывал, ругаясь и негодуя, и аккуратно, в границах разрушения, начинал ретушировать. Также и нам давал более простые работы. Тонировки мы делали на лаке, разведенном чистым бензином. Поэтому они быстро сохли. Павел Дмитриевич одобрял, если хорошо сделаешь, а то и заставлял смывать и заново тонировать. Это была большая практическая школа. Я буквально всему научился. В мастерской мне поручались все технические работы. Павел Дмитриевич верил мне. Он заставлял меня в присутствии посторонних людей расчищать картины от старого лака и говорил, как я умело работаю, по мазку живописи расчищаю, чувствую форму. Всегда подбадривал и подхваливал. |