Rambler's Top100
      
 

Художественное наследие Павла Корина.

 

Когда мы говорим о творческой судьбе художника, то находим много причин, способствующих или мешающих мастеру выполнить свою миссию, найти воплощение своим замыслам. И действительно, обстоятельства играют большую роль в жизни человека, но при этом не следует забывать и о внутренних предпосылках для развития тех или иных свойств, умение использовать время и потенциальные возможности для достижения поставленной цели.

 
 
 

Павел Корин

У Корина был талант, была цель, которую он поставил перед собой, успехи в творчестве и, наконец, возможности для воплощения своих замыслов.

Конечно, было много и препятствий — время не способствовало безмятежному творчеству. Помимо этого, у Корина было качество которое нельзя ставить ему в вину, — громадная требовательность к себе, требовательность не позволяющая художнику приступить к реализации замысла, не продумав его, не доведя до конца всей подготовительной работы для его воплощения, хотя именно это качество и явилось одной из причин неосуществления большого полотна.

Сказанное относится главным образом к ненаписанной картине, над которой он работал или к работе над которой готовился в течение большей части своей творческой жизни.

 
 
 

Михаил Нестеров Портрет братьев Павла и Александра Кориных

Вышедший из потомственной семьи иконописцев Корин с детства относился с искусству как высшему проявлению духовной жизни человека. Работа в Москве, а главное, знакомство с М.В. Нестеровым сформировали в нем отношение к творчеству как подвижничеству, служению своему призванию.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества дало ему достаточно высокую профессиональную подготовку. Корину был свойственен интерес к человеку, к проявлению его психических и духовных сил во время острых социальных конфликтов. Похороны патриарха Тихона произвели сильное впечатление на молодого художника; позже родился замысел большой картины. Работа увлекла его, и в течении восьми лет он создал этюды-портреты для задуманного полотна. Так возникают произведения, в которых Корин проявил себя великолепным портретистом. Его творчество привлекает внимание общественности, и А.М. Горький организует ему поездку в Италию и Францию. Проявляются условия для творчества, растет количество исполненных им портретных работ. Каждый такой портрет полностью открывает внутренний мир персонажей, их индивидуальные черты и духовную общность. Корин много работает над эскизами, но картина еще не сложилась в его воображении, а без этого он не мог приступить к ее написанию.

Сложность поднятой проблемы требовала все более углубленного проникновения в суть конфликта, при этом четкость, ясность понимания замысла исчезали. Художник не находит необходимого решения, которое бы его удовлетворяло.

Во время поездки во Францию Корин изучает произведения великих мастеров прошлого, но постоянно возвращается мыслью к своей картине. В его записных книжках появляются записи-заклинания: «Боже мой! Неужели и мне закрыт путь к Великому Искусству? Понимая всю пошлость и низость падения, неужели и я должен свалиться туда? Боже! Как же, как же подняться к высотам чистого искусства? <...> Слышите ли Вы меня, Великие? Кричу Вам, зову Вас, помогите, помогите, помогите!!!» (11 июня 1935). Другая запись сделана несколько позже: «<...> Великие, помогите. Как я остро ощущаю Гений у других и преклоняюсь перед ним. Боже, неужели у меня нет этого пламени? Тогда не стоит жить...» (28 июня 1935). Эти записи появляются в то время, когда работа над портретами для будущей картины еще продолжалась. Еще не было многолетней усталости, разочарований, болезней. Художник уже тогда чувствовал величие поставленной перед собой задачи. Эпоха с ее трудностями, противоречиями, беспокойствами напоминала о себе, вызывала тревогу, создавала внутренний дискомфорт. Все это привело к тому, что грандиозный замысел остался незавершенным.

 
 
 

Холст

В мастерской Корина и по сей день стоит подготовленный для работы холст. Каждый приходящий в его дом, видя пронзительные по силе воздействия портреты для будущей картины, может в силу своей фантазии зрителя представить большую, единую композицию. Великое полотно действительно существует в сознании зрителя, показанные портреты являются частью той сложной драмы, участниками которой являлись портретируемые. И, знакомясь с ними, узнавая ближе, видишь этих людей с их личными судьбами и единой общей судьбой. Парадоксально, но чистый холст и недосказанность имеют свою силу воздействия, будят мысль, вызывают раздумья. Портреты, являясь частью ненаписанного холста, оставляют свой след в душе человека. Общее впечатление от них остается в памяти и складывается в единый образ, позволяющий воссоздать в своем воображении величие композиции.

Корин постоянно находился под воздействием этого холста. Пустой холст завораживает, тревожит, обретает магическую силу притяжения, от него исходит напоминание и укор, а это требует внутреннего напряжения, готовности, ответственности художника перед собой.

Художник так и не начал работать над полотном — по-видимому слишком велик был его замысел, и надо отдать должное мужеству мастера, сумевшего отказаться от создания произведения, которое в его представлении все еще не соответствовало замыслу.

 
 
 

Портрет маршала Г.М. Жукова

В самом характере творчества Корина заметно тяготение к монументальности, она присуща его мышлению. Действительно, все созданное им монументально и по композиционному строю, и по внутреннему образу. Художник в каждом пейзаже или портрете находит свою высоту и духовность. Однажды в разговоре Корин упомянул, что его могут увлечь люди только с глубоким интеллектом, духовно богатые. Портреты художника открывают главное в человеке, в них — умение видеть существенное, важное, характерное. Созданные Кориным драматические образы героев будущей картины как бы нашли продолжение в глубоких психологических портретах деятелей искусства и науки, над которыми он работал в течение многих лет. Даже в официально парадных образах маршалов — героев Отечественной войны (портрет маршала Г.К. Жукова) блеск орденов и регалий не заслоняет человека с его индивидуальным складом характера.

 
 
 

Монументальные живописные полотна Корина, начиная с триптиха «Александр Невский» и кончая триптихом «Сполохи», синтезирует в себе образы русской истории. В них каждый персонаж становится олицетворением высоких понятий. Художник не боится пафоса, героическое звучание естественно для созданных Кориным композиций.

Над своими произведениями Корин работал подолгу, избегая случайностей, торопливости, в них всегда чувствуется работа мысли художника, стремление найти точное, адекватное замыслу воплощение.

 
 
 

Дворец Советов

Несколько лет было отдано мастером большой работе над эскизами и картонами для росписи будущего Дворца Советов. Сложность состояла в характере самой задачи, стоявшей перед художником. Воспевание неведомого, туманного будущего не смогло вызвать в творческом воображении реальных образов. Работа была чужда художнику и, несмотря на высокое мастерство, не получила должного воплощения.

 
 
 

Комсомольская-кольцевая

Создание мозаичных сюжетных композиций для актового зала Московского университета, нескольких станций и вестибюлей метрополитена в Москве стали естественным продолжением творческого пути Корина. Самым значительным из них стал цикл мозаик для станции «Комсомольская-кольцевая». Торжественному, парадному архитектурному решению подземных залов А.В. Щусева соответствовали и мозаичные плафоны по эскизам П.Д. Корина. Выбор сюжетов — ключевые моменты русской истории — был обусловлен заданной темой победы народа над фашизмом. Воспевание славы русского оружия воспринимается как триумф борьбы народа с иноземцами на протяжении столетий исторического развития.

Эскизы к этому циклу существуют как вполне самостоятельные произведения. Мягкая гамма, тонкие нюансы цвета открывают в них новые качества. Внимательная моделировка каждой сцены позволяет подробнее увидеть отдельные детали, почувствовать их взаимосвязь.

Диапазон творческих интересов Корина был очень велик, он работал в самых разных областях искусства, и везде видна его требовательность к себе. Акварели, сделанные в Москве, Италии, Палехе, являются небольшими законченными картинами. Пейзажи родных мест открывают в нем пейзажиста, тонко чувствующего природу с ее сложными оттенками настроения, вечно меняющимся состоянием.

Работая над мозаиками, он внимательно изучил технику их исполнения, смело использовал новые материалы.

Много сил отдавал Корин реставрации, в течении двадцати семи лет возглавляя реставрационную мастерскую Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Творческая жизнь художника была насыщенной и многообразной. Вызывает восхищение значительность и благородство замыслов мастера, глубина его проникновения в психологию и характер человека, преклонение перед красотой — будь то красота родной земли или человеческой души.

Н.Н. Банковский.

 

  
 

 HotLog  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru 

Напишите мне...